Горячая линия для читателей
Горячая линия для читателей
Издатель:

ООО «Издательский дом «Звездный бульвар» (117246, Москва, проезд Научный, дом 19, эт. 2, ком. 6Д, оф. 76)
Главный редактор издательского дома: Сорокин Ю.А.
Генеральный директор: Латышев А.И.
Первый заместитель главного редактора: Ильина Е.Ю.
Заместители главного редактора: Мироненко Ю.А., Невский Ю.И., Харо Е.Ю.


Телефон редакции: +7 (495) 681-00-86
Электронная почта:
v.denisenkova@zbulvar.ru
Главный редактор:

Денисенкова Виолетта Сергеевна


02 Июн 2023 в 12:04
Вешняки

Инновации в борьбе с огнём: какие технологии помогают пожарным справляться со стихией

Рассказываем о современной экипировке пожарных и уникальных образцах техники, находящихся на оснащении подразделений столичного Пожарно-спасательного и Московского авиацентров, а также Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах.

31 мая 1804 года началась история пожарной охраны столицы. Тогда царь Александр I издал указ, по которому горожане освобождались от «пожарной повинности», а бороться с огнём стали профессионалы. Как изменились пожарные, их работа и оборудование за 219 лет — читайте об этом в статье.

«Каждый пожарный — герой,, каждую минуту рискует головой. А тогда в особенности: полазь-ка по крышам зимой, в гололедицу, когда из разорванных рукавов струями бьёт вода, когда толстое сукно куртки и штанов (и сухое-то не согнёшь) сделается как лубок, а неуклюжие огромные сапожищи, на железных гвоздях для прочности, сделаются как чугунные. И карабкается такой замороженный дядя в обледенелых сапогах по обледенелым ступеням лестницы на пылающую крышу и проделывает там самые головоломные акробатические упражнения; иногда ежась на стремнине карниза от наступающего огня и в ожидании спасительной лестницы, половиной тела жмётся к стене, а другая висит над бездной», — так описывал работу пожарных в XIX-ом веке известный москвовед и журналист Владимир Гиляровский. С того времени многое изменилось: на смену лошадиным упряжкам с бочками пришли автоцистерны на несколько тонн воды, а сигнальный колокол заменила комплексная система мониторинга. Неизменными остались только риск, на который идут огнеборцы, и храбрость, с которой они это делают.

От лошадей до вездехода

Переход от лошадей к автомобилям стал, без преувеличения, одним из важнейших событий в истории пожарного дела. Скорость прибытия на место происшествия увеличилась в разы, как и объём перевозимой воды. Стоит отметить, что лошадям в пожарной охране уделялось не меньше внимания, чем современным автомобилям. Полицмейстер Москвы Николай Огарёв лично ездил по соседним губерниям и отбирал лучших животных для огнеборцев, также он лично следил за их уходом и содержанием. Николаю Ильичу Москва обязана распределению скакунов по мастям: каждая часть имела свою «рубашку», и москвичи издали узнавали, какая команда мчится на пожар.

Сегодня работникам Пожарно-спасательного центра доступен огромный арсенал техники. Кроме знакомых многим автоцистерн на вооружении столичных огнеборцев есть вездеходы на гусеничном ходу, предназначенные для тушения ландшафтных пожаров, пожарно-спасательные мотоциклы и даже робот-подъёмник «Спайдер», который может работать там, куда не доберётся большая машина.

Всё выше и выше

Москва — современный мегаполис, который активно растёт ввысь. Ликвидация возгораний в многоэтажных зданиях и спасение людей с высоты всегда были вызовом для пожарных, поэтому специалисты уделяли большое внимание созданию и совершенствованию методов и оборудования, необходимых для данных работ. Началось всё с лестниц высотой около десяти метров, но здания росли, и огнеборцам приходилось забираться всё выше и выше. Так появились раздвижные лестницы, которые вместе со специальным механизмом устанавливали на автомобили. Они стали прообразом современных автолестниц. Сегодня же пожарные Москвы используют лестницы с высотой выдвижения до 60 метров и телескопические подъёмники, с помощью которых можно тушить пожары и спасать людей на высоте до 101 метра.

В огне не горит

Немало изменений претерпела и экипировка. Раньше одежда пожарных представляла собой шаровары, сапоги и серый полукафтан, также в их арсенале были бронзовая каска и портупея на поясе, в которой закреплялся специальный чехол для топора. Современная же одежда огнеборцев не только защищает их от огня, но и максимально удобна. Форма пожарного состоит из защитной куртки и брюк, рукавиц или крагов, шлема и подшлемника и специального пояса. Костюмы изготавливаются из специальной ткани, которая способна выдержать высокие температуры.

Существует одна интересная особенность — пожарные из прошлого носили густые усы. Городская легенда гласит, что они могли выполнять роль простейшего респиратора, чтобы огнеборец не пострадал во время тушения пожара. Для этого усы смачивали и засовывали в нос, тем самым предохраняя органы дыхания от воздействия продуктов горения. Однако, скорее всего, усы были символом мужественности и данью традициям. Современные пожарные используют для защиты от вредных факторов дыхательные аппараты со сжатым воздухом или кислородом, в которых они могут работать от 45 минут до четырёх часов, в зависимости от применяемого оборудования.

Винтокрылые борцы с огнём

Сегодня в парке Московского авиацентра находится пять вертолётов, привлекаемых для тушения пожаров: один тяжёловес Ми-26Т и четыре многофункциональных Ка-32 — два в модификации Ка-32А и два современной модели Ка-32А11ВС. Последние отличаются от предшественников новейшими системами локации и авионики.

Вертолёты Ка-32 — высокотехнологичные машины, идеально подходящие для борьбы с огнём в условиях плотной городской застройки. Они хорошо «зависают» в воздухе, манёвренны и прекрасно управляемы.

Для ликвидации пожаров с помощью авиации применяется водосливное устройство или система вертикального и горизонтального пожаротушения. Водосливное устройство изготовлено из сверхпрочной синтетической ткани и имеет форму корзины. Крепится оно с помощью внешней подвески длиной около 30 метров. Издалека устройство кажется небольшим, однако для вертолётов Ка-32 его объём — пять тонн жидкости. Во время забора воды корзина опускается на глубину не менее 1, 5 метра и полностью заполняется за 10 секунд, после чего экипаж может лететь к месту пожара. Специальная конструкция клапана предотвращает захват посторонних предметов.

Что касается системы вертикального и горизонтального пожаротушения, то обычно она используется для тушения пожаров в высотных зданиях. Принцип её действия таков: под фюзеляжем вертолёта Ка-32А11ВС установлен бак ёмкостью более 3000 литров, который экипаж наполняет водой с помощью насоса за одну минуту. Слив на очаг возгорания может происходит или из бака — вертикально — или горизонтально, при помощи специального водяного ствола.

При тушении нефтепродуктов, лакокрасочных материалов и резинотехнических изделий экипажи авиацентра применяют пену. Для этого по бокам фюзеляжа винтокрылой машины установлены два бака с пенообразователем ёмкостью по 150 литров каждый. После забора воды бортмеханик с помощью специального механизма подаёт пенообразователь в водосливное устройство, где он смешивается с жидкостью, в результате чего при сливе образуется пена.

Самый большой вертолёт авиацентра Ми-26 может быть привлечён для тушения природных или площадных пожаров, а также для транспортировки внутри кабины мобильной группировки и грузов весом до 20 тонн. Вместе с воздушным судном используется водосливное устройство, с помощью которого можно обрушить на огонь сразу 15 тонн жидкости.

На ежедневном дежурстве в столице находятся три экипажа пожарных вертолётов Ка-32 — два днём и один ночью. В течение 10 минут после вызова пилоты поднимают винтокрылую машину в воздух и оперативно прибывают в любую точку города для ликвидации возгораний.

Для оказания помощи экипажам задействуются и другие подразделения авиацентра. Например, за безопасность забора воды отвечают специалисты службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения, они же оказывают содействие при необходимости подготовки майны на водоёме в зимнее время года. Направляется на место происшествия и подвижный пункт управления с оперативной группой из трёх человек. Пункт укомплектован всеми необходимыми средствами и оборудованием: рациями для связи с экипажами и штабом пожаротушения, видео, метео и светотехническим оборудованием, системой регистрации радиообмена.

Все на палубу

На оснащении спасателей на воде сегодня находится уникальный многоцелевой пожарно-спасательный корабль «Полковник Чернышёв». Базируется он на пожарно-спасательной станции «Павелецкая». Это судно предназначено для оперативной ликвидации возгораний на акватории и в прибрежной зоне. Его длина — 31 метр, ширина — почти семь.

Судно укомплектовано тремя лафетными стволами, каждый из которых может подавать порядка 100 литров воды или пены в секунду. Это возможно благодаря четырём мощным насосам и гидравлической насосной станции, которыми оборудован корабль. Используя пожарные рукава, которые находятся на оснащении судна, можно проложить рукавную линию на расстояние до километра. Привлечение корабля позволяет обеспечить водой сразу 32 пожарные машины.

Дизель-генераторы при необходимости могут «запитать» электричеством детский сад, школу или другой социально значимый объект, расположенный в береговой зоне.

Также корабль можно использовать в качестве базы для спасательных и поисковых работ на акватории столицы. Кроме того, экипаж судна обучен проведению работ по локализации и устранению последствий разлива нефтепродуктов.

За 219 лет пожарная охрана Москвы очень изменилась: рос город и вместе с этим увеличивалось количество пожарных и пожарно-спасательных подразделений, расширялся их штат. Менялись не только техника и оборудование, но и тактика борьбы с огнём и спасения людей. Несмотря на огромный скачок в развитии технологий, огонь всё ещё представляет большую опасность для человека, но столичные пожарные, как и много лет назад, твёрдо стоят на страже безопасности города и его жителей.


Опрос
Вы катаетесь по городу на электросамокатах?
Загрузка ... Загрузка ...